Лунина Мария Александровна

Мария Александровна Лунина, доктор химических наук, профессор (6 мая 1915 года - 21 марта 2002 года)

Слово об учителе и ученом

Мария Александровна Лунина (в девичестве – Николаева) роди­лась в семье, восходящей к древнему армянскому роду Каландаровых (Каландарян). С са­мого детства и до последних дней жизни ей была присуща истинная интеллигентность в со­четании с неподдельными аристократическими манерами. Она стояла у истоков возникнове­ния и развития коллоидной науки в далёкие 30-е годы теперь уже прошлого века. Закончив в 1937 году кафедру технологии электрохимических производств факультета ТНВ, она избрала себе путь в науке о поверхностных явлениях и дисперсных системах. 

Самым большим авто­ритетом для неё стал Николай Петрович Песков – основатель этого научного направления и её Первый Учитель. До самых последних дней своей жизни она относилась к Николаю Пет­ровичу с величайшим уважением и почтением. Можно смело утверждать, что среди всех именитых учёных-коллоидников XIX – XX веков он оставался для неё непревзойдённым ав­торитетом.

Марии Александровне Луниной посчастливилось работать бок о бок с такими талантли­выми учёными, как Елизавета Михайловна Прейс-Александрова и Николай Николаевич Цю­рупа, Сергей Сергеевич Воюцкий и Пётр Александрович РебиндерБорис Владимирович Дерягин и Евгений Дмитриевич Щукин. Она всегда была в курсе всех событий, происхо­дивших в науке и жизни, много читала, наблюдала, изучала, интенсивно общалась со мно­гими учёными института им. Д.И. Менделеева, составившими цвет отечественной науки: Николаем Семё­новичем Торочешниковым и Николаем Тихоновичем Кудрявцевым, Верой Павловной Салтановой и Ольгой Борисовной Хачатурян. В июле месяце 1940 года ей посчастливилось встретиться с одним из крупнейших учёных физико-химиков – Ирвингом Ленгмюром. Мария Александровна часто вспоминала о той встрече в здании Политехнического института и рассказывала, что взгляд Ленгмюра и его проникновенная речь в ходе научного доклада, произвели на неё неизгладимое впечатление и заставили поверить в правильность выбранного пути.

Научная деятельность

В научной деятельности Мария Александровна избрала направление, связанное с получе­нием и стабилизацией дисперсных металлов в виде их гидро- и органозолей, изучением их агрегативной и седиментационной устойчивости. Всё это отразилось в её кандидатской и докторской диссертациях. Труды многочисленных учеников (15 аспирантов) и соратников также были посвящены этим вопросам. Начиная с 70-х годов в стенах Менделеевского ин­ститута Мария Александровна Лунина стала родоначальницей нового и перспективного на­правления: получения и исследования коллоидно-химических свойств магнитных жидкостей – этого уникального материала, широко применяемого в различных областях науки и тех­ники. 

Труды Луниной, посвящённые вопросам коагуляции дисперсных систем, в частности, гетерокоагуляции и гетеростабилизации, разработанные в содружестве с Владимиром Мак­совичем Муллером, представляют большой интерес для зарубежных учёных, благодаря пуб­ликациям учеников Луниной в научной печати. Если взять в руки статью, депонент или диссертацию Луниной и начать читать, то Вы ув­лечётесь ею как хорошей художественной книгой. Они написаны лёгким и доступным язы­ком. К окончанию чтения дилетант в области коллоидной науки почувствует себя профес­сионалом. Мария Александровна всегда была противницей сухого академического изложе­ния автором его научных мыслей. «Ваша работа написана суконным языком, – говорила она, – а мы сделаем его лёгким и изящным. И тогда работа заиграет!» Этот дар, потрясающий, во многом необъяснимый, – умения изложить свои мысли на бумаге и вслух, а также реализо­вать их в работе, – был дан ей от Бога.

    Ни одна конференция, научный семинар или коллоквиум по коллоидной химии и физико-химической механике не проходили без участия Марии Александровны. Её выступления были необычными, смелыми, живыми… Один лишь раз увидев или услышав Лунину, её со­беседник проникался к ней глубокой симпатией, основанной на уважении к возрасту, поло­жению и тому, что называется словом «человечность».

В постановке научной проблемы и при её решении она была скрупулёзна и педантична до мелочей, но с ней было интересно работать! Самые трудные, самые запутанные, «узкие» места она разрешала с необыкновенной лёгкостью и быстротой.

Мария Александровна - "Бабушка коллоидной химии"

Её лекции были удивительно живы и  интересны. Лекция уподоблялась школьному уроку, так как на протяжении её решались примеры и задачи. Она заставляла учеников думать, а не автоматически запоминать сложные формулы и уравнения. Труд школьного учителя она ста­вила выше работы преподавателя в институте, так как считала, что именно учитель форми­рует психологию подрастающего поколения. И не любила слова «преподаватель», оно резало ей слух… Она никогда не повторялась в своих выступлениях, до глубокой старости сохра­нила великолепную память и трезвый взгляд на жизнь. «Бабушка коллоидной химии» – так ласково называли её коллеги из МГУ им. М. В. Ломоносова. «Бабушка магнитных жидко­стей» – называли её участники конференций по этой проблематике. И это – правда. Мария Александровна была тем  человеком, который, как никто другой, обладал мощным магне­тизмом. Она примагничивала нас всех – старых и малых, известных и неизвестных… С ней было тепло, уютно, надёжно…

Мария Александровна прожила долгую трудную жизнь. Выйдя замуж за знаменитого хи­рурга Сергея Михайловича Лунина (потомка декабристов Луниных), Мария Александровна стала, безо всякого преувеличения, образцом супружеской верности и материнской любви. Когда Сергея Михайловича арестовали по ложному доносу, и он отбывал срок наказания в Магаданской области, она ездила к нему так же, как и жёны декабристов в далёком XIX веке. За это и получила неофициальное звание «декабристка». А потом была война и все её беды…

Мария Александровна - пример для подражания

Лунина создала большую семью, но и здесь всё было не так спокойно, как хотелось. По­теря невестки, старшего сына, наконец, старшего брата Льва Александровича Николаева на­ложили отпечаток на её здоровье. Но Мария Александровна умела держать себя в руках, пряча в себе свои проблемы. Она никогда не жаловалась на жизнь, напротив – она заражала всех своим оптимизмом и была примером для подражания. Сколько же силы духа и вынос­ливости было в этой маленькой хрупкой женщине!

Будучи глубоко верующим человеком, Мария Александровна никогда не выставляла эту сакральную сферу своей жизни напоказ, хотя была по-настоящему духовным человеком, ис­тинной православной христианкой.      

Не следует думать, что Лунина была чем-то вроде «божьего одуванчика». Она могла дос­таточно резко высказаться против вашего или своего обидчика, да так выбранить его (при этом абсолютно не прибегая к оскорбительным выражениям), что тому становилось стыдно за свою бестактность. Бесстрашная, отважная, вооружённая глубокими знаниями и богатым жизненным опытом, она вставала на защиту слабых и несправедливо обиженных, и не боя­лась противостоять противникам, подчас превосходившим её в известности и положении.

Говорят, что мудрый человек никогда не приведёт к безвыходному положению вещей, а умный – найдёт из него выход; умный человек живёт своими умом и делами, а мудрый – умом и делами умных людей. Мария Александровна Лунина была мудрым человеком. Она обладала теми дальновидностью и прозорливостью, которые даются только свыше и только избранным людям. Она учила нас разбираться в людях, «читая между строк» слова и мысли собеседника и по достоинству оценивать каждого человека. Это удивительное умение слу­шать и слышать, смотреть и видеть, критиковать и одновременно любить!

Мария Александровна была резка и непримирима по отношению к людям, случайно оказавшимся в науке и педагогике. Она не принимала сегодняшний мир, испорченный чудо­вищным дилетантизмом, хамством, стяжательством.

Мария Александровна - опора для студентов

Для многих учащихся Менделеевского института она стала последней опорой и надеждой, к ней приходили студенты со своими проблемами и бедами как к «защитнице» и «заступ­нице», потому что иногда прийти было уже не к кому… С ней можно было говорить на лю­бую тему и излить душу, найти понимание и получить добрый совет. С ней было просто приятно находиться рядом!

Теплые слова о М. А. Луниной из уст коллег, ученых и профессоров

«Для всех нас, коллег и учеников, близких и знакомых, она осталась в памяти милейшим и отзывчивым человеком, всегда готовым прийти на по­мощь к любому терпящему бедствие. Она представляла собой уни­кальный сплав научной мысли и отваги, педагогического дара и за­душевности <…>».

    «<…> Мы хорошо помним её научные работы в Журнале Магнетизма и Магнитных Материалов. Они всегда отличались новизной в научной идее и глубиной понимания проблем. Профессор М. А. Лунина принадлежала к той группе учёных, которые стояли у истоков коллоидной химии дисперсных металлов и магнитных жидкостей. Мы очень внимательно следили за всеми публикациями из России и сохранили все статьи профессора М. А. Луниной в русском и анг­лийском вариантах. Мы верим, что научное направление, которому профессор М. А. Лунина посвятила всю жизнь, будет иметь продолжение в Российском химико-технологическом университете имени Д. И. Менделеева».

President of company «Ferrofluidics corporation» Prof. Dr. Ronald E. Rosenszveig, General manager of company  «Ferrofluidics corporation»  Ph. Dr. Richard Kaiser, Director of Cleveland Clinic Foundation  Prof. Dr. Maciej Zborowski, Chairman of conference  Ph. Dr. Urs Hafeli.

    «<…> Мы были очень рады знакомству с этим удивительным челове­ком. Профессор М. А. Лунина несла в себе мощный импульс научной идеи, её выступление было новым и нестандартным. Мы убеждены, что созданная ей школа в Российском химико-технологическом университете имени Д. И. Менделеева представит мировой научной обще­ственности лучших учеников – специалистов по коллоидной химии магнитных жидкостей.

Professor, doctor of sciences  Rene Massart, Professor, doctor of sciences Jean-Claude Bacri, Doctor of philosophy Valerie Cabuil.

Публикации Марии Александровны Луниной

  1. Лунина Мария Александровна Коллоидная химия — М.: Высшая школа, 1972. — 54 с.
  2. Лунина Мария Александровна Синтетические моющие средства Пособие для учащихся, М., Просвещение, 1967, 87 с.
  3. Лунина М. А., Байбуртский Ф. С., Ромина Н. Н. Коагуляция высоко­дис­персных частиц ферро­магнетика на поверхностях твёрдых и волок­нистых тел // VII Ме­ж­дународная Плёсская конфе­ренция по магнит­ным жидко­стям. Тез. Докл. 10  – 12 Сентября 1996 года, с.22.
  4. Блинов С. В., Байбуртский Ф. С., Потапенко С. В., Лунина М. А. Гете­роа­дагу­ля­ция высокодис­персных ферромагнетиков на поверхности во­локон различной при­роды: структура поверхност­ного слоя // XI Меж­дународная конференция молодых учёных по химии и химической техноло­гии. Тез. Докл. 8 – 11 Декабря 1997 года, Москва, РХТУ им. Д. И. Менделеева, Ч. 1., c. 161 – 162.
  5. Байбуртский Ф. С., Лунина М. А., Никитин Л. В., Миронова Л. С., Ро­мина Н. Н. Принципы модифицирования волокон различной природы части­цами магнит­ной жидкости // VIII Междуна­родная Плёсская кон­ференция по магнитным жидко­стям. Тез. Докл. 7 – 10 Сентября 1998 года, с.30 – 32.
  6. Лунина М. А., Никитин Л. В., Байбуртский Ф. С., Миронова Л. С.  Коа­гу­ляци­он­ное модифици­рование натуральных и синтетических волокон как основа соз­дания новых магнитоуправляе­мых материалов //  Мос­ковская Международная конфе­ренция по коллоидной химии и физико-химиче­ской механике, посвящён­ная 100 – летию  П. А. Ребин­дера. Тез. Докл. 4 – 8 Октября 1998 года, Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, с. 353.
  7. Байбуртский Ф. С., Лунина М. А. Вопросы применения магнитных жид­костей для разработки новых магнитоуправляемых материалов на основе волокон  // XII Ме­ждународная конференция молодых учёных по химии и химической технологии. Тез. Докл. 8 – 11 Декабря 1998 года, Мо­сква, РХТУ им. Д. И. Мен­делеева, Ч. 3., c. 94.
  8. Лунина М. А., Байбуртский Ф. С., Сенатская И. И. Магнитные жидкости как объекты коллоидной химии, Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева, РФ, Москва
  9. Лунина М. А., Ромина Н. Н., Коренев А. Д.. Автокоагуляция частиц алко­золей железа и цинка, стабилизированных неионо­генными поверхностно-ак­тивными веществами // Кол­лоидный журнал, 1989, Т. LI , С. 774 – 777.
  10. Мулллер В. М., Хачатурян А. А., Лунина М. А. Гетерокоагуляция дисперс­ных  металлов  на  поверхности минеральных оксидов // Колл.  Журн.,1986, Т.XLVIII, № 6, c. 1190 – 1195.
  11. Лунина М. А.. О природе устойчивости высокодисперсных ме­таллов в ор­ганических сре­дах /Дисс. на соиск. уч. степ. док. хим. наук. М.: МХТИ им.     Д. И. Менделеева, 1970.
  12. Шаройко Е. С., Лунина М. А.. Влияние среды на z — потен­циал органодис­персий метал­лов. Влияние электролитов // Труды МХТИ им. Д. И. Менделеева, 1967, Т. LIV.  Иссле­дования в об­ласти физической химии, электрохимии и ана­литической химии, С. 83 – 85.
  13. Хачатурян А. А., Лунина М. А.. Автокоагуляция частиц высо­кодисперсных металлов в водной среде // Колл. Журн.,1985, Т. XLVII , № 3, С. 562 – 567.
  14. Лунина М. А., Ромина Н. Н., Коренев А. Д.. Автокоагуляция частиц алко­золей железа и цинка, стабилизированных неионо­генными поверхностно-ак­тивными веществами // Кол­лоидный журнал, 1989, Т. LI , С. 774 – 777.
  15. Лунина М. А., Иванова М. Г., Хачатурян А. А. Гетероадагуляция частиц высокодисперс­ных металлов на поверхности полимерных волокон // Коллоид­ный журнал, 1995 г., Т. 57, № 6, с. 825 – 828.
  16. Лунина М. А., Хачатурян А. А.. Критерий гетероадагуляционной активно­сти частиц вы­сокодисперсных металлов в различных системах // Коллоидный журнал, 1997 г., Т. 59, № 3, с. 407 – 408.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.