Песков Николай Петрович

В жизни трудно встретить человека, который был бы разносторонним и талантливым одновременно в совершенно разных сферах деятельности. Но если встречаешь такого, то забыть становится уже невозможно. Именно таким уникальным человеком был Николай Петрович Песков.

Николай Петрович родился 6 (18) января 1880 года в Москве в семье земского врача. Его способности к учёбе стали заметны ещё в детстве. Он успешно окончил гимназический курс, сдал экзамены в Московское высшее техническое училище (МВТУ). Мечтал связать свою судьбу с химией. Но, к сожалению, уже в начале своей научной деятельности, врачи запрещают ему иметь дело с какой-либо работой в лабораториях. После этого Песков уезжает в Лейпциг, где поступает в университет, надеясь наверстать свое. Он быстро изучает немецкий язык, за четыре месяца сдает экзамены по всем предметам высшей школы (благо, за плечами было многое из МВТУ) и собирается приступить к выполнению дипломной работы. Но организм не вынес столь напряженной нагрузки, здоровье вновь «подкачало», он заболел, и врачи категорически запретили ему иметь дело с какой-либо лабораторией. Высшее химическое образование и на этот раз осталось незаконченным. 

    Н.П. Песков переезжает в Мюнхен, тогдашний центр немецкой философии и искусства, поступает в Мюнхенский университет и там изучает математику, философию, живопись. Интересно, что известный мюнхенский художник Уде, познакомившись с дилетантскими рисунками Н.П. Пескова, сразу же взял его в число своих бесплатных учеников, и уже через два года студент из России становится вполне сформировавшимся художником-пейзажистом, а его картины принимают на Мюнхенскую выставку художников. 
    Одновременно с занятиями живописью Н.П. Песков много занимается математикой и философией. В 1908 г. печатается в журнале «Вопросы философии и психологии» его первый научный труд «Научный субъективизм и его опасность в экспериментальной психологии». 

   В конце 1910 года получает разрешение от врача заниматься экспериментом в химических лабораториях, и поступил в университет г. Бреслау (ныне Вроцлав). И через два года защищает диссертацию по кинетике химических реакций в органических соединениях. Работает в Варшавском, Московском, Омском университетах. А в 1920 году избирается профессором кафедры общей химии Иваново-Вознесенский политехнический институт (ИвПИ), организует коллоидно-физическую лабораторию, где вплотную занимается проблемами коллоидной химии. В этот период им были написаны и опубликованы
статьи в отечественных и зарубежных журналах. В «Известиях ИвПИ» вышла большая работа «Раствор, суспензия, коллоид», которая затем, в переработанном виде,была опубликована в издательстве «Основа» под названием «Коллоиды» (1925г.).
Позднее, в 1934 году, выходит книга Н.П. Пескова «Физико-химические основы коллоидной науки».

    Работая в ИвПИ, Николай Петрович сначала был деканом Химического факультета, потом — проректором по учебной части, а также председателем правления Иваново-Вознесенского отделения ВХО им Д. И. Менделеева, редактором «Известий ИвПИ». 
    1923-1940гг. — Профессор Песков Николай Петрович — заведующий кафедрой физической и 
коллоидной химии Московского химико-технологического института (МХТИ) им. Д.И. Менделеева.
 С 1927 г. и до самой своей кончины (15  июня 1940 г.)  основная работа Н.П. Пескова протекала в стенах «Менделеевки”, где он организовал лабораторию физической и коллоидной химии, ставшую его любимым детищем, его вторым домом, хотя кроме работы в МХТИ им.  Д.И.  Менделеева, Н.П.  Песков трудился одновременно также в центральном НИИ кожевенной промышленности, в Государственном НИИ охраны труда. В 1936 г. он организовал кафедру физической химии в Промышленной академии им. И.В. Сталина и также ею заведовал до самой смерти.

Прекрасный ученый и искусный лектор

    Николай Петрович Песков с увлечением собирал, а то и конструировал химическую аппаратуру, многие эксперименты выполнял собственными руками, засиживаясь за работой до поздней ночи. Он мог работать в лаборатории и в выходные дни, не пользоваться летним отпуском, тратя его на любимое дело. 
    Не менее увлеченно относился он и к занятиям со студентами. Обладая исключительными способностями, умея работать над собой, он великолепно справлялся со всеми лекциями, с организацией лабораторных занятий по химии. В те годы, когда посещение студентами лекций по разным дисциплинам не было обязательным, на лекциях Н.П. Пескова аудитория, как правило, была переполненной. И неудивительно. Как вспоминал бывший заведующий кафедрой технологии силикатов ИХТИ доцент В.И. Сердюков, учившийся у Н.П. Пескова в 20-е годы, профессор уделял исключительное внимание качеству своих лекций. Он не только каждый раз тщательно прорабатывал текущую научную литературу по химии, не только систематически пересматривал методику преподнесения студентам материала, насыщая лекции иллюстративными материалами, философией, математикой, но и подолгу у себя в квартире перед зеркалом «репетировал» свои лекции, отрабатывая интонации голоса, тембр, мимику, жестикуляцию и т.п., что позволяло ему затем читать лекции в аудиториях с истинным артистизмом. Между мыслящими студентами и Николаем Петровичем устанавливались, как правило, дружеские отношения. Студенты обращались к нему с любыми вопросами, и многие сохранили о нем память как о лучшем своем учителе, воспитателе и друге. Он был молод душой и полон энергии, стремился передавать ученикам все свои знания и опыт. Сам он был прекрасным лектором и умел излагать любые сложные теоретические и практические вопросы языком, понятным для всех, но никогда при этом он не стремился к дешевой популярности, а поэтому никогда не позволял себе упрощенчества.  Этого же он требовал и от студентов, что, естественно, нравилось не каждому. 
    Он и в МХТИ слыл превосходным лектором и на заседаниях методического совета неоднократно подчеркивал, что для того, чтобы прочесть хорошую лекцию студентам за 2 часа, преподаватель должен затратить на подготовку к ней не менее 20-22 часов. 

Научная деятельность

     Научная работа Н.П. Пескова  в  ИВПИ явилась  одним  из  самых плодотворных этапов в его жизни. В эти годы он провел многочисленные экспериментальные исследования коллоидных систем, в том числе связанные с решением производственных задач, а также выполнил целый ряд теоретических работ, посвященных рассмотрению и уточнению основных понятий коллоидной химии. 
    Видный ученый впервые ввел понятие об агрегативной (как устойчивости системы к слипанию частиц) и седиментационной устойчивости (как устойчивости системы к оседанию частиц) дисперсных систем. 
Представления об агрегативной и седиментационной устойчивости являются в настоящее время центральными в коллоидной химии. 
    Песков Н.П. — автор книги «Физико-химические основы коллоидной науки». Несколько поколений студентов обучались коллоидной химии по учебнику Пескова. По инициативе Николая Петровича в МХТИ им. Д. И. Менделеева проводились общемосковские конференции по дискуссионным проблемам коллоидной химии, пользовавшиеся большой популярностью среди научной общественности Москвы. 
    Ученый также дал точное определение понятий коллоидной системы, установил стабилизующую роль адсорбционно-сольватных оболочек в процессах коагуляции золей, их защиты, старения и др. трактовал золь как трехкомпонентную систему (первый компонент — дисперсионная среда, второй — высокодиспергированное вещество, третий— стабилизатор, сообщающий частицам дисперсной фазы агрегативную устойчивость, т. е. защищающий их от агрегации). Песков разрабатывал и практические вопросы коллоидной химии (крашение, дубление, проклейка и др.).
     Объяснил механизм стабилизации лиофобных золей под действием коагулянтов. Вывел дифференциальное уравнение скорости растворения коллоидных частиц (диссолюции). Открыл явления барофореза* (1923), хемотаксиса (1928), а также вынужденного синерезиса в студнях (1924). Рассмотрел явления и факторы кинетической и агрегативной устойчивости лиофобных золей. Исследовал структурную вязкость золей желатины и агар-агара.
     Впервые провел философский анализ развития коллоидной науки, в котором подверг жесточайшей критике формалистский подход к изучению коллоидных систем, развивавшийся в работах В. Оствальда, в основе которого лежал принцип описания золей на основании единственного признака — размера частиц. Н.П. Песков показал, что следует учитывать не только размер частиц, но и взаимодействие поверхности частиц со средой, указывал на тот факт, что молекулы поверхностного слоя принадлежат одновременно обеим соприкасающимся фазам, тем самым определял особую важность поверхностных явлений в существовании коллоидных систем.

Примечание:

*БАРОФОРЕЗ — явление, осложняющее и ускоряющее диффузию в том случае, когда в растворе диффундируют два вещества в направлении, противоположном друг другу (например нижняя жидкость — раствор сахара, верхняя — раствор мочевины). Если коэффициенты диффузии этих веществ достаточно различны, то у поверхности раздела появляются разности плотностей, обусловливающие конвекционные потоки и этим самым ускоряющие нормальную диффузию в десятки и сотни раз. Особенно ярко проявляется роль барофореза в тех условиях, когда из двух диффундирующих компонентов одно вещество имеет кристаллоидный, а другое коллоидный характер, т. к. в этом случае разность коэффициентов диффузии наибольшая. Барофорез играет очень большую роль в ряде производственных процессов (диффузия свекловичных соков и т. п.), где как правило диффузионный процесс всегда двусторонний. В иностранной литературе иногда (теперь редко) барофорез называется интертракцией (Шенбум).

1, 2, 34

 Из «золотого фонда» Ивановского государственного химико-технологического университета. – Иваново: ИГХТУ, 2005 г. — 131 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.